Economic Range Экономические зоны

Роль и место свободных экономических зон в Российской Федерации

Одной из составных частей перестройки народного хозяйства является радикальная реформа деятельности внешнеэкономического комплекса. Кроме существенного повышения его вклада в экономическое и социальное развитие страны, реформа одновременно предусматривает формирование в экономике открытого типа свободных экономических зон (СЭЗ), что предполагает не только ее тесную взаимосвязь с мировой экономикой, но и их состязательность. СЭЗ прочно вошли в мировую хозяйственную практику и действуют в различных странах. Сейчас в мире, по разным данным, от 400 до 2000 СЭЗ, но к этому перечню нельзя с полным основанием отнести ни одну российскую, поскольку те образования, которые в России называются «СЭЗ» не удовлетворяют международным требованиям, предъявляемым к такого рода зонам.

Однако термин «СЭЗ» (и другие его варианты, которых известно около 30, например, зона свободного предпринимательства) в разных странах используется для характеристики территорий, совершенно несхожих по своему статусу и тем целям, которые перед ним стоят. Действуют СЭЗ более чем в 80 странах. Они функционируют в развивающихся и в промышленно развитых странах – США, Японии, Германии, Великобритании. В настоящее время СЭЗ активно образуются в Польше, Венгрии, Болгарии. Большой опыт по их созданию накоплен в Китае. СЭЗ формируются, как правило, в морских и речных портах, международных аэропортах, вблизи основных железнодорожных и автомагистральных линий, туристических центров, в отдельных промышленных районах на небольших территориях, часто расположенных на островах, т.е. естественным образом изолированных. Обычно эти зоны бедны природными ископаемыми и малопригодны для сельскохозяйственного производства. За счет придания этим территориям особого статуса и льгот привлекаются внешние источники экономического развития.

СЭЗ России является территория, на которой устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных предприятий и граждан. Порядок осуществления хозяйственной деятельности иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями и условия льготно-экспортно-импортно-таможенного, налогового, валютного, банковского, визового, трудового и других видов регулирования в зоне устанавливается законодательством РФ, а также решением местных органов власти.

СЭЗ создаются для ускорения социально-экономического развития России и его регионов, комплексного освоения природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей, расширения производства, высококачественной импортозаменяющей продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотрудничества с зарубежными странами.

Несмотря на неоднократные попытки создания реально функционирующих СЭЗ в России, они остаются в отечественной экономике явлением скорее экзотическим, вокруг которого на протяжении уже почти 10-лет ведутся далеко не всегда приносящие реальные плоды дискуссии. Судя по остроте этих дискуссий, а также по отсутствию значимых практических результатов деятельности российские СЭЗ до сих пор нельзя считать вполне ясным целесообразно и возможно ли вообще их широкое создание в наших природных условий. В какой мере эти зоны смогут получить развитие в России, как должна сказаться специфика. Для ответов на эти вопросы требуется ознакомиться с существующей мировой и отечественной практикой, попытаться проанализировать накопленный в том числе и отрицательный опыт. Это позволит объективно оценить возможность и перспективы создания и развития СЭЗ в РФ.

Цель работы: рассмотреть возможность применения зарубежного опыта по созданию свободных экономических зон в России и выяснить основные причины неудовлетворительного состояния уже сформированных.

Реализация поставленной цели предопределила постановку следующих задач:

- установить этапы становления и развития понятия свободная экономическая зона;

- осуществить анализ зарубежного и российского опыта в области создания и развития СЭЗ;

- определить основные характерные черты и принципы размещения СЭЗ;

- проанализировать опыт функционирования зарубежных СЭЗ;

- установить характерные черты действующих в России СЭЗ;

- разработать рекомендации по размещению СЭЗ в России.

    Другие статьи по теме

    Развитие рыночных отношений в России
    В данной работе рассматривается специфика и тенденции рыночных отношений в России. Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми по ...

    Проблемы денежного обращения и его регулирование
    Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения проблемы соответствия объема денежной массы потребн ...