Economic Range Экономические зоны

Свободные экономические зоны России и проблемы их функционирования

Свободной экономической зоной России является территория, на которой устанавливается особый режим хозяйственной деятельности иностранных инвесторов и предприятий с иностранными инвестициями, а также отечественных предприятий и граждан. Порядок осуществления хозяйственной деятельности иностранных инвесторов, предприятий с иностранными инвестициями и условия льготно-экспортно-импортно-таможенного, налогового, валютного, банковского, визового, трудового и других видов регулирования в зоне устанавливаются законодательством Российской Федерации, а также решением соответствующих местных органов власти. СЭЗ создаются для ускорения социально-экономичес­кого развития России и ее регионов, комплексного освоения природных богатств страны, увеличения ее экспортных возможностей, расширения производства высококачественной и импортозаменяющей продукции на основе развития торгово-экономического и научно-технического сотруд­ничества с зарубежными странами.

Создание свободных экономических зон способствует решению следующих задач:

- • привлечению в экономику Российской Федерации иностранного капитала, технологий, форм и методов организации труда;

- • формированию рыночной инфраструктуры для расширения меж­дународных экономических связей (в том числе валютно-кредитных, страховых, транспортных, информационных), позволяющих использо­вать зоны как посредника между мировой экономикой и мировым рын­ком и отечественным хозяйством;

- • развитию экспортной базы и росту валютных поступлений;

- • ускорению внедрения научно-технического прогресса за счет как зарубежных, так и отечественных научных разработок и "ноу-хау" и передачи их для широкого использования на внешний рынок и в Россий­скую Федерацию;

- • апробации на зональном уровне новых форм хозяйствования;

- • практическому обучению отечественных специалистов приемам и методам международного бизнеса.

Исходя из задач формирования той или иной зоны предъявляются соответствующие требования и к ее размещению. К требованиям общего порядка по размещению свободных экономических зон относятся:

- • благоприятное транспортно-географическое положение по отношению к внешнему и внутреннему рынкам (ему отвечают, как правило, территории, отличающиеся приграничным положением и располагающие развитыми транспортными коммуникациями, особенно портовые города);

- • развитый производственный потенциал наличие производствен­ной и социальной инфраструктуры;

- • наличие территории, располагающей уникальным по запасам и ценности природно-ресурсным потенциалом (в первую очередь запасами углеводородного сырья, цветных металлов, лесных ресурсов и т.д.).

Поэтому территории, наиболее благоприятные для размещения СЭЗ, имеют, как правило, приграничное положение по отношению к за­рубежным странам, в том числе и бывшим союзным республикам, а также располагают морскими торговыми портами и магистральной транспортной сетью (железнодорожной, автодорожной, аэропортами), сложившимися промышленными, научными и культурными центрами, районами концентрации наиболее ценных природных ресурсов. В от­дельных случаях создание СЭЗ целесообразно и в районах нового хо­зяйственного освоения, не располагающих развитой промышленностью, производственной и социальной инфраструктурой. СЭЗ призвана также решать долгосрочные крупные общегосударственные программы (укрепле­ние топливно-энергетической и минерально-сырьевой базы страны и др.).

Практика создания имеющихся и проекты будущих СЭЗ на территории России показывают, что в зависимости от целей и задач их можно разделить на следующие основные типы:

- • комплексные зоны производственного характера;

- • внешнеторговые (свободные таможенные зоны, в том числе зоны экспортного производства и транзитные);

- • функциональные, или отраслевые (технологические парки, технополисы, туристические, страховые, банковские и др.).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи по теме

Различные формы собственности
В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходится решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы ...

Проблемы денежного обращения и его регулирование
Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения проблемы соответствия объема денежной массы потребн ...