Economic Range Экономические зоны

Сущность и основные элементы рыночного механизма

Рынок – это очень объемное понятие. В кратком определении невозможно осветить все грани этой важнейшей экономической категории. По определению профессора Чепурина, рынок – это способ взаимодействия производителей и потребителей, основанный на децентрализованном и безличностном механизме ценовых сигналов. Важнейшими условиями возникновения рынка являются общественное разделение труда и специализация.

По определению Кэмпбелла Р. Макконнелли и Стэнли Л. Брю рынок – это институту или механизм, сводящий вместе покупателей ( предъявителей спроса) и продавцов ( поставщиков) отдельных товаров и услуг.

Рыночная экономика основана на том, что производители свобод­ны от власти "традиций" и не подчинены государственным органам. Каждый решает, что производить, как и в каком количестве, исходя при этом из одной цели — личного интереса, повышения собственно­го благосостояния. В условиях разделения труда и личной свободы производитель изготавливает продукт не для своего потребления и не по приказу начальника, а для обмена. Продукт, произведенный специ­ально для обмена, называется товаром. Только обменяв его, произво­дитель может получить то, в чем нуждается для удовлетворения своих потребностей.

Главная установка рыночной экономики — свобода выбора видов и форм деятельности

— декларирует право любого хозяйствующего субъекта, будь то человек, семья, группа, коллектив предприятия, выбирать желаемый, целесообразный, выгодный, предпочтительный вид экономической деятельности в любой допускаемой законом форме. Под видами экономической деятельности подразумевается производ­ство разнообразных видов продукции, товаров, оказание платных услуг, а также торгово-посредническая, финансово-кредитная, науч­но-информационная, управленческая деятельность.

При функционировании рыночной экономики действуют следующие принципы:

1) Свободы ценообразования. Цена никем не назначается, а фор­мируется в результате торга, на основе взаимного соглашения между продавцом и покупателем. Именно такие цены принято называть ры­ночными.

2) Децентрализации управления явля­ется производным от других принципов и вытекает из свойств этой экономической системы. Децентрализация экономики рыночного типа проявляется в отсутствии устанавливаемого центром государст­венного плана, подлежащего обязательному выполнению. Он заменя­ется индикативным, рекомендательным, советующим планом-прогно­зом (бизнес-планом).

3) Экономической ответственности. При рыночной экономике действует принцип экономической от­ветственности

, предусматривающий экономические способы, меры и средства возбуждения ответственности, возмещение ущерба лицами и организациями, которые в нем повинны. В основу принципа ставится соблюдение договорных условий, нарушение которых обязательно ка­рается реальными штрафами, санкциями, выплатой неустойки.

4) Конкуренции между предприятиями организациями, предпри­нимателями. В западной экономической литературе конкуренция представляется как соперничество между товаропроизводителями за лучшие, экономически более выгодные условия производства и реали­зации продукции.

Рыночная экономика не может существовать и функционировать без государственного регулирования

, которое проявляется в формирова­нии свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддерж­ке и обновлении, контроле за соблюдением; изъятии части прибыли, дохода через действие системы налогообложения, посредством обяза­тельных платежей в бюджет. Государственное регулирование рынка осуществляется на основе законодательства, выпускаемых правитель­ством нормативных актов, через государственное планирование.

Любой рынок, независимо от его конкретного вида базируется на трех основных элементах. Во-первых, это цены.Изменение относительных цен служит для производителя ориентиром при определение необходимости изменения объемов производства. Изменение цен влияет на выбор технологии производства. Цены, в конечном итоге предопределяют и то, кем будет потреблен продукт.

Во-вторых, это спрос и предложение

. Спрос (платежеспособный), по определению Чепурина, - это представленная на рынке потребность в товарах, определяемая количеством тех или иных товаров, которые потребители могут купить при сложившихся ценах и денежных доходах. Предложение- это количество товара , которое имеется в продаже при данной цене . Изменение соотношения между спросом и предложением порождает колебание рыночных цен вокруг так называемой цены равновесия. Через эти колебания устанавливается тот уровень цен, при котором обеспечивается равновесие спроса и предложения и в конечном итоге равновесие производства и потребления.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи по теме

Невидимая рука рынка и совершенная конкуренция
Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизаци ...

Производственные издержки
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. В конкр ...