Система цен в экономике.
Что такое цена. Существуют разные определения этого термина. Приведу несколько из них:
· ЦЕНА - количество денег (или других товаров и услуг), уплачиваемое и получаемое за единицу товара или услуги.
· ЦЕНА - денежное выражение стоимости товара.
· ЦЕНА - денежное возмещение за товар, услуги.
В зависимости от того, какой признак взят для классификации, все виды цен можно разделить на различные группы.
1.
По характеру обслуживаемого оборота.
1.1.
Оптовые цены – цена партии товаров, по которой производственное предприятие или сбытовая организация реализуют свою продукцию.
1.2.
Розничные цены - цены, по которым товары и услуги реализуются населению.
2.
В зависимости от государственного воздействия, регулирования, степени конкуренции на рынке.
2.1.
Свободные цены – цены, которые устанавливают на основе спроса и предложения на данном рынке.
2.2.
Регулируемые цены – цены, устанавливаемые соответствующими органами управления: Президентом РФ, правительством РФ и т.д.
3.
По способу установления, фиксации.
3.1.
Твердые цены – цены, которые устанавливаются в момент подписания договора и не меняются в течении всего срока исполнения данного договора
3.2.
Подвижная цена – такая цена, когда в договоре предусмотрено, что цена, фиксированная в момент заключения договора, может быть пересмотрена в дальнейшем.
3.3.
Скользящая цена – это цена, исчисляемая в момент исполнения договора путем пересмотра первоначальной цены с учетом изменений в издержках производства, за период времени, необходимый для изготовления продукции.
4.
По способу получения информации об уровне цен.
4.1.
Публикуемые цены – это цены, сообщаемые в специальных и фирменных источниках информации.
4.2.
Расчетные цены – цены, которые рассчитываются для каждого конкретного заказа.
5.
В зависимости от вида рынка.
5.1.
Цены товарных аукционов – это цены публичной продажи по максимально предложенному уровню на предварительно осмотренную покупателем партию товара (лот).
5.2.
Биржевые котировки – цены специально организованного и постоянно действующего рынка массовых, качественно однородных, взаимозаменяемых товаров.
5.3.
Цены торгов – цены особой формы специализированной торговли, которая основана на выдаче заказов на поставку товаров или получения подрядов по заранее объявленным в специальном документе (тендере) условиям.
6.
С учетом фактора времени.
6.1.
Постоянная цена – цена, срок действия которой заранее не определен.
6.2.
Сезонная цена – цена, срок действия которой определен периодом времени.
6.3.
Ступенчатая цена – ряд последовательно снижающихся цен в заранее обусловленные моменты времени по предварительно определенной шкале.
7.
Внутрифирменные цены – это цены, применяемые внутри фирмы при реализации продукции между подразделениями предприятия.
8.
По условию поставки и продажи
8.1.
Цена-нетто – цена на месте купли- продажи.
8.2.
Цена-брутто – цена с учетом условий купли-продажи.
9.
Мировые цены – цены, по которым проводятся крупные экспортные и импортные операции.
Другие статьи по теме
Теоретические основы анализа инвестиционных проектов
Прежде чем рассматривать вопросы анализа
инвестиционных проектов необходимо дать краткое понятие инвестиций.
Инвестиции- вложение капитала с целью его
последующего увеличения. Типы инвестиций:
-
инвестиции в физические
ак ...
Опыт кооперативного движения в СССР в период перестройки
Состояние экономики конца 80-х годов характеризуется
прежде всего кризисом директивно-административной системы управления,
основанной на монополии государственной формы собственности на средства
производства. Относительное ...