Economic Range Экономические зоны

Экономические ориентации предпринимательства в России

“Под термином “экономические ориентации предпринимателей” в современной России, мы будем понимать - умение предпринимателей (их способность и возможность) направлять свою деятельность (ее развитие) в условиях сложившейся экономической ситуации.” )[8].

В развитии предпринимательства в России можно выделить 4 периода и соответственно 4 типа предпринимателей[9]

, характерных для каждого периода:

“Старая гвардия” (29%)[10]

. До 1988 года: дореформенный период, который характеризуется постоянным нарастанием неизбежности перемен. Руководители этого периода не осознавали еще степень их радикальности. Здесь используется термин “руководители” потому, что большинство людей не являются прирожденными предпринимателями (это бывшие хозяйственники). Часто приходится менять не только место работы и жительства, но и профессии, порывать с накопленным дорогой ценой опытом. Масса “вынужденных” предпринимателей подталкивается к этому стимулами негативного свойства. Не последнюю роль среди них играют неудовлетворенность своей прежней работой, ее содержанием и связанными с ней перспективами или просто угроза ее потери. Одной из причин массового ухода в предприниматели стала “теснота” возникшая в определенных сегментах рынка труда. Она подталкивала высококвалифицированных специалистов к созданию собственных технологических, информационных и консультативных фирм, а малоквалифицированных работников – к открытию своего небольшого дела в сфере торговли и бытового обслуживания. Влияла на этот процесс и угроза безработицы. Так что, можно сказать, многие из сегодняшних предпринимателей начали поиск новых путей приложения своих сил, отнюдь, не от хорошей жизни.

“Первопроходцы” (13,5%). (1989-1991). Активные реформы в условиях слабой институциональной и правовой обеспеченности, “золотой век” спонтанной приватизации. Легализация теневых капиталов, интенсивное создание собственного бизнеса, легализация предпринимателей в глазах общественного мнения (в традиционных обществах, в том числе и в нашем обществе, в силу исторических условий, предпринимательство фактически никогда не относилось к числу благородных занятий. Напротив, предприниматели располагались ближе к нижним ступеням социальной лестницы.).

“Массовый набор” (39%). (1992-1995). Массовая приватизация, институализация отношений предпринимателей и властей, формализация отношений легального бизнеса и криминального мира.

“Новобранцы” (18,5%). (1996-1999). Период с определенными правилами игры, когда состав основных игроков уже устоялся, это время “закрытия” верхнего слоя предпринимательского корпуса и интенсивной ротации его нижних слоев.

Ориентируясь на приведенную типологизацию, можно выявить отраслевые предпочтения предпринимателей разных “призывов” (данные из таблицы 2 Приложения 2) – диаграмма 2:

Диаграмма 2

Судя по диаграмме, отраслевые предпочтения предпринимателей разных “призывов” явно выражены. В целом, в качестве “дебютной отрасли” все реформенное десятилетие лидировала торговля

, однако концентрация дебютантов в торговле была особенно высокой в 1996-1997 гг. первая половина 90-х годов характеризовалась постепенным размыванием отраслевых приоритетов входа на рынок, но в 1996 году ситуация резко изменилась. По сути, розничная торговля, общественное питание и бытовое обслуживание становятся основным отраслевым сегментом входа на рынок для “новобранцев” (48%). Это связано с тем, что уже закончился период “легких денег”, рейтинги бизнесменов в большинстве отраслей уже определились.

Образно говоря, если “первопроходцы” наступали по всей линии фронта, то “новобранцы” сконцентрировали все свои усилия преимущественно на его узком участке. Барьеры входа в остальные отрасли оказались непомерно высоки для стартующих в последние годы.

Не последнюю роль сыграло и то, что отраслевая принадлежность фирмы в значительной степени определяет пропорции теневой и легальной бизнес-деятельности. Уход предпринимательства в “тень” обусловил приоритетное развитие отраслей, где теневая деятельность имеет укоренившуюся традицию. Чем позднее пришел в мир бизнеса, тем меньше вероятность концентрации его усилий в сферах промышленности, строительства, транспорта и связи

. Так, среди руководителей еще дореформенного периода почти каждый третий возглавлял промышленное предприятие, тогда как среди пришедшх в предпринимательство в течении последних двух лет, доля промышленников составила всего 7% (табл. 2). Производство, в отличие от коммерции, оставляет предпринимателям существенно меньший диапазон маневренности, поскольку в силу объективных причин производственные структуры не могут с определенной регулярностью закрываться и открываться под новым названием.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5

Другие статьи по теме

Положение фирмы в условиях чистой монополии
Изучение монопольных рынков актуально для принятия экономических решений по разным вопросам. В работе рассматриваются проблемы оптимизации выпуска монополией, сравниваются рыночные модели монополии и конкуренции, раскрываются причины с ...

Рынок ценных бумаг. Фондовая биржа и ее функции
В настоящее время уже можно с полным основанием заявить, что рыночная экономика не может существовать без развитого оборота ценных бумаг. Для доказательства этого утверждения достаточно того факта, что рост или массовое падение курса ...