Economic Range Экономические зоны

Организационно-финансовая инфраструктура программы

Основополагающей идеей Программы ликвидации неплатежей является создание антикризисного механизма в форме единой общероссийской системы вексельных расчетов, основанной на использовании рыночных методов государственного управления экономикой, в первую очередь рынка корпоративных долговых обязательств. Соответственно, контрольно-распорядительные и головные функции в Программе должна выполнять некоммерческая организация (ФЭС) под жестким контролем государства и Попечительского (Наблюдательного) совета союза, образованного из представителей привлечения портфельных инвестиций, а конкретные программные мероприятия - специализированные структуры, в том числе и на принципах получения предпринимательского дохода.

Главной целью ФЭС является не взаимозачет некоторой суммы долгов к заданному сроку, а создание постоянно функционирующей эффективной антикризисной системы. Членами ФЭС являются банки, финансовые, страховые, инвестиционные и консалтинговые компании, другие исполнители (в обязательном порядке) и участники Программы.

По соображениям ликвидности целесообразен выпуск векселей распорядителями крупных товарно-денежных ресурсов. Это может быть бюджетный, “металлический”, "транспортный" вексель. В то же время, если учесть особую роль ТЭК в российском народном хозяйстве, предпочтение следует отдать “энергетическому” векселю.

Энергетические векселя являются основным расчетно-платежным, а в дальнейшем и фондовым инструментом Программы, и выпускаются ВУД по решению ФЭС специализированными сериями для межотраслевых и межрегиональных расчетов (по решению государственных органов), внутриотраслевых и региональных взаиморасчетов хозяйствующих субъектов. Поэтому выделяются электрическая, газовая, нефтяная, угольная серии энергетических векселей, выпуск и обращение которых организуются самостоятельно ВРЦ - вексельно-расчетными центрами (или аналогичными по функциям) соответствующих отраслей при соблюдении единых для всей Программы правил организации обращения энергетических векселей, не ущемляющих финансовую самостоятельность хозяйствующих субъектов, отраслей, регионов.

Достоинствами вексельных схем работы, используемых ФЭС, являются:

- встроенная законодательная система защиты интересов участников Программы от недобросовестных покупателей кредитных ресурсов, включая принудительное списание со счета должника суммы векселя, процентов и сбора по протесту в исполнительном порядке по нотариальному вексельному протесту, что не требует специального разрешения ЦБ. Держатель векселя обладает преимущественным, перед другими кредиторами, правом на часть имущества при банкротстве должника;

- возможность оперировать национальными валютами стран СНГ и работать на курсах таких валют;

- оптимизация платежей предприятий за счет вторичного обращения векселей;

- содействие администрации региона в эмиссии ценных бумаг, оптимизации и маневрировании суммами налоговых поступлении, осуществлении муниципальных платежей, привлечении внешних средств и кредитов;

- уменьшение потребности в денежной массе и использование долгов, невыплаченных данному предприятию, региону. Существенно, что через систему вексельного обращения могут быть задействованы сырьевые и невостребованные к настоящему времени товарные залоги, сверхнормативные запасы и неликвиды, фьючерсные поставки и иные ресурсы регионов и отраслей.

Другие статьи по теме

Себестоимость продукции и ее анализ
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции. Непосредственной задачей анализа являются: пр ...

Невидимая рука рынка и совершенная конкуренция
Главной отличительной чертой, раскрывающей преимущества рыночной экономики перед экономикой с централизованным планированием, является конкуренция. Именно она способствует прогрессу рыночного общества и поступательному движению цивилизаци ...