Economic Range Экономические зоны

Принципы налогообложения и сущность налогов

Государство, выражая интересы общества в различных сферах жизнедеятельности, вырабатывает и осуществляет соответствующую политику – экономическую, экологическую, демографическую и др. При этом в качестве средства взаимодействия объекта и субъекта государственного регулирования социально-экономических процесс-

-ов используются финансово-кредитный и ценовой механизмы.

Финансово-бюджетная система охватывает отношения по поводу

формирования и использования финансовых ресурсов государства –

бюджета и внебюджетных фондов. Она призвана обеспечивать эффективную реализацию социальной, экономической, оборонной и

других функций государства. Важной «кровеносной артерией» финансово-бюджетной системы являются налоги.

Налоги возникли вместе с товарным производством, разделением общества на классы и появлением государства, которому требовались

средства на содержание армии, судов, чиновников и другие нужды.

«В налогах воплощено экономически выраженное существование государства», - подчеркивал К. Маркс[12, 308]. В эпоху становления и развития капиталистических отношений значение налогов стало усиливаться: для содержания армии и флота, обеспечивающих завоевание новых территорий – рынков сырья и сбыта готовой продукции, казне нужны были дополнительные средства.

Изъятие государством в пользу общества определенной части стоимости валового внутреннего продукта в виде обязательного взноса и составляет сущность налога. Взносы осуществляют основные участники производства валового внутреннего продукта:

работники, своим трудом создающие материальные и нематериаль-

ные блага и получающие определенный доход;

хозяйствующие субъекты, владельцы капитала, действующие в

сфере предпринимательства.

За счет налоговых взносов, сборов, пошлин и других платежей

формируется финансовые ресурсы государства. Экономическое соде-

ржание налогов выражается, таким образом, взаимоотношениями хозяйствующих субъектов и граждан, с одной стороны, и государства,

с другой стороны, по поводу формированию государственных финансов.

А. Смит в своем знаменитом сочинении «Исследование о природе и причинах богатства народа» считал основными принципами налогообложения всеобщность, справедливость, определенность и удобность. Со временем этот перечень был дополнен принципами обеспечения достаточности и подвижности налогов (налог может быть увеличен или сокращен в соответствии с объективными нуждами и возможностями государства), выбора надлежащего источника и объекта налогообложения, однократности обложения.

Перечисленные принципы налогообложения учитывались и при формировании новой налоговой системы России, адекватной рыночным преобразованиям. В конце 1991 г. был принят Закон РФ «Об основах налоговой системы Российской Федерации». Впоследствии в закон вносились изменения и дополнения, корректирующий механизм налогообложения и структуру налогов. При этом, однако, неоднократно нарушался принцип справедливости: вносимые изменения утверждались законодательными актами «задним числом».

Всеобщим исходным источником налоговых отчислений, сборов, пошлин и других платежей независимо от объекта налогообложения является валовой внутренний продукт (ВВП). ВВП образует первичные денежные доходы основных участников общественного производства и государства как организатора общественной жизни в национальном масштабе: оплата труда работников, прибыль хозяйствующих объектов и централизованный доход государства (налоги в бюджет, а социальные отчисления – во внебюджетные фонды). Образованием первичных денежных доходов не ограничивается процесс стоимостного распределения валового продукта. Он продолжается в распределении денежных доходов основных участников общественного производства в пользу государства: от работников – в форме подоходного налога (12 % и более) и отчислений в пенсионный фонд (1 %), а от хозяйствующих субъектов – в форме налога на прибыль и других налоговых платежей и сборов.

Законодательством установлено, что объектами налогообложения являются:

прибыль (доход);

стоимость определенных товаров;

добавленная стоимость продукции, работ, услуг;

имущество юридических и физических лиц;

передача имущества (дарение, наследование);

операции с ценными бумагами;

отдельные виды деятельности;

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по теме

Различные формы собственности
В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходится решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы ...

Налогообложение России
В течение ряда последних лет Российская Федерация переживает вели­чайший экономический эксперимент - переход от планового управления народным хозяйством к использованию рыночных механизмов экономиче­ского развития. Новые экономиче ...