Economic Range Экономические зоны

Приватизация: сущность, цели, этапы, результаты и проблемы.

Наиболее сложной проблемой в системе рыночных преобразований является приватизация государственной и муниципальной собственности. Под приватизацией

принято понимать "передачу государственной или муниципальной собственности за плату или безвозмездно в частную собственность"[10].

Процессы приватизации, которые развиваются в России и других постсоциалистических странах, не являются уникальными в мировом хозяйственном развитии. Причиныширокомасштабной приватизации 70х, 80-х годов в западном миремногогранны, являются конкретно-историческими. Западноевропейская приватизация обусловлена определенной стадией экономического развития, сменой общественных приоритетов,

в том числе, отказом от идеологии "государства благоденствия", в определенной мере, - недостаточной эффективностью работы госсектора.

Западный мир накопил значительный опыт осуществления приватизации, который необходимо анализировать и использовать. Однако, ни темпы, ни масштабы, ни цели и условия их приватизации несоизмеримы с российскими. К примеру, широко пропагандируемый опыт британской приватизации

ограничивается преобразованием в частные нескольких десятков государственных предприятий в течение полутора десятков лет.Существенным ограничением для России в заимствовании форм и механизмов приватизации является то, что имевшийся до сих пор мировой опыт приватизации базируется на рыночной экономике.

Начатую в нашей стране с 1 октября 1992 года приватизацию называют “чековой”, или “ваучерной”

, так как основным платежным средством на первом этапе выступали приватизационные чеки. Применение приватизационных чеков ограничивалось объектами государственной собственности. Муниципальная собственность не могла быть приватизирована путем использования приватизационных чеков.

Начало чековой приватизации было положено Указом Президента РФ “О введении в действие системы приватизационных чеков в Российской Федерации” от 14 августа 1992 года № 914.

Первый этап приватизации, определенный Государственной программой приватизации, поставил следующие социально-экономические цели этого процесса:

1. Формирование слоя частных собственников

, содействующих созданию социально ориентированной рыночной экономики.

2. Повышение эффективности деятельности предприятийпутем их приватизации.

3. Социальная

защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств, поступивших от приватизации.

4. Содействие процессу стабилизации финансового

положения в Российской Федерации.

5. Создание конкурентной среды и содействие демонополизации народного хозяйства.

6. Привлечение иностранных инвестиций

.

7. Создание условий

и организационных структур для расширения масштабов приватизации

на последующих этапах.

Реальная экономическая результативность приватизации 1992 - 1994 г.г. не может быть оценена однозначно. Трудно выделить специфическое воздействие фактора приватизации на кризисный спад экономики. Одной из проблем оценки эффективности приватизационных процедур, последствий и результатов приватизации является отсутствие необходимой статистики. Государственные органы статистики собирают и обобщают статистику хода приватизации

, не ориентируясь на ее социально-экономическую результативность.

Официальная оценка результатов первого этапа приватизации Госкомимуществом была весьма оптимистичной. “Приватизация в России состоялась . Создан обширный класс собственников . Создан фондовый рынок . Россия может рассчитывать на быстрый экономический подъем в самое ближайшее время”.

Однако, это мнение не разделяли не только экономисты - исследователи, но и федеральные властные структуры, региональные и местные органы власти, деловые круги России, указывая на нереализованность поставленных Государственной программой стратегических целей, проблемы и провалы ее конкретных шагов[11].

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие статьи по теме

Роль и место свободных экономических зон в Российской Федерации
Одной из составных частей перестройки народного хозяйства является радикальная реформа деятельности внешнеэкономического комплекса. Кроме существенного повышения его вклада в экономическое и социальное развитие страны, реформа одно ...

Страхование товара и коммерческого риска
Понятие, порядок и форма заключения договора страхования. Страхование представляет собой систему отношений по защите имущественных интересов граждан, предприятий, учреждений и организ ...