Economic Range Экономические зоны

Анализ рыночного спроса

Анализ спроса включает рассмотрение вопросов его сущности и факторов, влияющих на спрос.

Спрос,

с качественной стороны, - потребность людей в каком-либо товаре, подкрепленная покупательной способностью.

Для рынка имеют значение только такие потребности. Потребность в товаре и возможность ее удовлетворения зависят от многих факторов. Наиболее важную роль при этом играет цена товара, на который предъявляется спрос.

Величина спроса

- количество товара, которое будет куплено по соответствующей цене за ограниченный промежуток времени.

P

Обычно чем ниже цена, тем больше величина спроса. Взаимосвязь между ценой товара и величиной предъявляемого спроса может быть интерпретирована с помощью следующего примера. Рассмотрим местный рынок, на котором продаются яблоки. Исследование рынка дало информацию о потребительском спросе, представленную в следующей таблице:

Таблица E. Спрос покупателей на яблоки

Цена за 1 ц (усл. ед.)

Объем спроса (ц/мес.)

5

10

4

20

3

40

2

70

1

120

Построим по данным таблицы точки, характеризующие покупательский спрос, и соединим их. На рисунке представлена полученная кривая спроса.

Рисунок 4. Кривая спроса

Кривая спроса

- линия, характеризующая закон спроса,

то есть зависимость между ценой товара и величиной спроса на него.

Кривая спроса имеет отрицательный наклон.

Закон спроса

утверждает, что повышение цены товара обусловливает снижение спроса на него. Закон спроса отражает отрицательную (обратную) связь между спросом и ценой.

При объяснении закона спроса учитывают по крайней мере следующие аргументы:

1. Склонность покупателей приобретать больше дешевых товаров.

2. Убывание предельной полезности: с накапливанием блага у потребителя на ограниченном временном интервале полезность каждой последующей единицы снижается.

3. Эффект дохода: при более низкой цене покупательная способность повышается.

4. Эффект замещения: покупатели предпочитают покупать более дешевые товары, способные удовлетворять одни и те же потребности.

Спрос не остается неизменным. Происходят изменения как в самом спросе (характере спроса), так и в величине спроса. Величина спроса меняется только при изменении цены данного товара. На графике это интерпретируется движением вдоль кривой спроса.

Изменение других факторов означает изменение характера спроса (спроса) и на графике иллюстрируется как смещение кривой спроса вправо (возрастание спроса) или влево (снижение спроса).

Рисунок 5. Смещение кривой предложения - изменение спроса

Изменения в спросе обусловлены воздействием следующих существенных факторов (неценовых детерминант):

изменение цен товаров-заменителей обусловливает изменение спроса на данный товар в том же направлении;

изменение цен товаров-дополнителей (комплементарных благ) вызывает изменение спроса в противоположном направлении;

изменение доходов потребителей вызывает однонаправленное изменение спроса на товары высшей категории и изменение спроса в противоположном направлении на товары низшей категории;

перемены во вкусах и предпочтениях, связанные, например, с влиянием моды, могут поколебать спрос в том или ином направлении;

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по теме

Предложение как экономическая категория, функция предложения, факторы, определяющие предложение
Я выбрала эту тему для своей курсовой работы потому, что она очень актуальна в наше время. Поясняя, почему модель спроса и предложения, на основе которой формируются цены, в течение целого столетия составляет ядро теории политическо ...

Статистический анализ инфляции и методы ее измерения
В мире почти нет стран, где бы во второй половине XX в. не существовала инфляция. Она как бы пришла на смену прежней болезни рыночной экономики, которая стала явно ослабевать, - циклическим кризисам. Инфляция была характерна ...