Economic Range Экономические зоны

Микроэкономика как часть экономической теории

Современная экономическая теория подразделяется на две ключевые части: микро- и макроэкономику.

Микроэкономика как самостоятельная научная дисциплина сформировалась в последней трети XIX века. Создание микроэкономики связано с именами крупных зарубежных экономистов: Леона Вальраса (швейцарского математика-экономиста), Карла Менгера и других представителей австрийской школы политической экономии, англичанина У. Ст. Джевонса. С их именами связывают «маржиналистскую революцию»[17], в результате которой неоклассическое направление стало доминирующим в экономической науке.

«Принципы экономике» кембриджского профессора Альфреда Маршалла и монография американского экономиста Дж. Б. Кларка «Распределение богатства» окончательно оформили неоклассическую парадигму.

Неоклассики очертили целостную концепцию

функционирования рыночного хозяйства в условиях совершенной

конкуренции.

Особенно внушительных успехов они достигли в исследовании проблем экономического равновесия, формирующегося на основе механизма свободного ценообразования. В целом уже в первой трети XX века микроэкономический анализ приобрел практически современный вид.

Вклад русских и советских экономистов в микроэкономику

не мог быть очень крупным, поскольку отечественная экономическая наука XX века была заметно оторвана от мировой. Вместе с тем в мировой науке признан немаловажным вклад выдающегося русского математика и экономиста Е. Слуцкого (1880-1948 гг.), который при исследовании потребительского спроса впервые получил выражение, которое в современной экономической литературе называют показателем эффекта замещения. Позднее Аллен и Хикс, используя анализ Слуцкого, сформулировали условия потребительского равновесия. Микроэкономическим исследованиям были посвящены работы В. Войтинского, А. Билимовича и др. русских экономистов начала XX в. Можно утверждать, что по качеству и глубине исследований российская экономико-математическая мысль того времени была на мировом уровне. Этот задел позволил советским экономистам в 20-х - 30-х гг. иметь приоритет в создании моделей межотраслевого баланса народного хозяйства.

В начале 90-х годов Санкт-Петербургский государственный университет экономики и финансов одним из первых в стране ввел в учебные планы подготовки экономистов всех направлений преподавание современной общей экономической теории и продвинутых курсов микро- и макроэкономики. Преподавателями СП6ГУЭФ были выпущены первые отечественные книги по микроэкономике:

· Гальперин В.М., Игнатьев С.М., Моргунов В.И. Микроэкономика: в 2-х т. / СПб, 1996.

· Гребенников П.И., Леусский А.И., Тарасевич Л.С. Микроэкономика / СПб, 1996.

Микроэкономика[18]

занимается исследованием поведения отдельных экономических субъектов.

Экономические субъекты(агенты) - это потребители

(покупатели товаров и услуг); фирмы, производящие товары и услуги; наемные рабочие; вкладчики капитала; землевладельцы. Экономические субъекты разнятся по масштабам и функциям в экономических процессах, но роль каждой из названных групп экономических субъектов существенна и необходима.

Микроэкономика объясняет, как и почему принимаются экономические решения на низшем уровне.Например, как влияют изменения цен и доходов на приобретение товаров, каким образом фирмы планируют масштабы производства, почему рабочие решают, где и сколько им необходимо работать.

Микроэкономика изучает взаимодействие субъектов экономики на отраслевых рынках

(рынках, на которых обращаются однородные товары), объясняет механизмы рыночного ценообразования, влияние государственной политики на деятельность экономических субъектов.

Сегодня границы между микро- и макроэкономикойразмываются, тем не менее микроэкономический анализ сохраняет свою специфику, развивается вглубь.

Центральной микроэкономической проблемой является проблема ценообразования, формирования рыночной цены. Логическая структура курса «Микроэкономика» включает рассмотрение вопросов, детально и всесторонне описывающих

механизмы рыночного ценообразования. Как известно из курса «ОЭТ», факторами, определяющими рыночную цену, являются:

· потребительский спрос (и, следовательно, поведение потребителей);

· предложение предпринимательских фирм (и поведение последних);

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по теме

Сбережения и инвестиции
Данная работа посвящена функциям сбережений и инвестиций в рыночной экономике. Самое общее определение указанных понятий можно выполнить следующим образом: Сбережения – денежные средства, оставшиеся после уплаты всех налогов и расхо ...

Принципы рационального налогообложения и их реализация в условиях современной России
“Налоги” – это привычное для нас слово зачастую произносится с тревогой, а иногда и с возмущением как предпринимателями, так и рядовыми тружениками. Люди с озабоченностью говорят о возросшей тяжести налогов, об обременительной и непривычно ...