Economic Range Экономические зоны

Принципы рационального поведения потребителя. Потребительские предпочтения. Кривая и карта безразличия.

Рассмотрение микроэкономических проблем мы начинаем с изучения поведения потребителя, несмотря на то что производители представляются “главными действующими лицами” в экономических отношениях. Дело в том, что в рыночной экономике роль потребителя не пассивна. Экономисты говорят о “суверенитете потребителя”, то есть его способности воздействовать на производителя через свободный выбор и приобретение товара или отказ от его покупки.

В анализе мы будем опираться на рациональное поведение потребителя, то есть будем считать, что потребитель стремится к максимизации полезности при ограниченном доходе, то есть старается расходовать имеющиеся у него средства самым эффективным способом.

При анализе потребительского поведения нам придется столкнуться с проблемой полезности и ее измерения. Как известно, активное использование категории полезности в экономическом анализе было применено экономистами маржиналистского направления. В исследованиях маржиналистов важное место занимала проблема количественного измерения величин предельной полезности. В зависимости от ответа на вопрос об измерителе полезности экономисты разделились на два основных направления: кардиналистов

(сторонников поиска абсолютных показателей измерения полезности: У. Джевонс, А. Маршалл и др.) и ординалистов,

считавших достаточным сопоставление благ по их полезности. Взгляды последних сегодня являются более признанными и сформулированы как порядковая теория полезности

. Наибольший вклад в разработку порядковой теории полезности внесли Ф. Эджуорт, В. Парето, И. Фишер. Эта теория приобрела более развитый вид в работах Р. Аллена и Дж. Хикса.

Вслед за ординалистами мы делаем следующие предположения:

1) Предпочтения сформированы:

потребитель может сравнивать и упорядочивать различные наборы данных с точки зрения их предпочтительности, большей или меньшей полезности для него (аксиома полной упорядоченности

):

A предпочтительнее B: A >B;

А хуже В: А< В;

А и В равноценны: А ~ В.

2) Предпочтения транзитивны:

Если А>B, а В>С, то А>С (аксиома транзитивности).

Предпочтение всегда отдается большему количеству любого товара: (аксиома ненасыщаемости).

Для примера возьмем следующие комбинации благ.

Таблица I. Наборы потребительских товаров

Ассортиментные

наборы благ

Количество

продуктов питания

Количество

одежды

А

20

30

B

10

55

C

40

20

D

30

45

E

10

20

F

10

45

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи по теме

Обоснование инновационных затрат предприятия для достижения конкурентоспособности продукции
Современный мировой уровень технического прогресса характеризуется настолько высоким уровнем технологий, материалов и оборудования, что на сегодня практически не существует технических проблем создать товар, удовлетворяющий любым потре ...

Проблемы и перспективы европейской экономической интеграции
Международная экономическая интеграция — характерная особенность современного этапа развития мировой экономики. В конце XX в. она стала мощным инструментом ускоренного развития региональных экономик и повышения конкурентоспособности на ми ...