Economic Range Экономические зоны

Бюджетные ограничения. Изменение покупательной способности потребителя. Условие потребительского равновесия

Предпочтения не полностью объясняют поведение потребителя. На индивидуальный выбор влияет также покупательная способность потребителя, которая определяется, с одной стороны, бюджетом потребителя, с другой - уровнем цен.

Предположим:

I

- доход покупателя, который может быть потрачен на одежду и питание;

X

- количество продуктов, которое может быть приобретено им;

Y

- количество предметов одежды, которое может быть закуплено этим покупателем;

PX

- цена единицы продовольствия;

PY

- цена единицы одежды.

Тогда:

PX

* X- сумма денег, затраченная на питание;

PY

* Y -

сумма средств, затраченная на приобретение одежды.

Весь доход расходуется на эти цели, значит покупательная способность может быть описана уравнением:

I = PX

* X + PY

* Y (

*)

Это уравнение принято называть уравнением бюджетной линии

.

Из уравнения бюджетной линии можно заключить, что:

(I / PX ) - максимальное количество продовольствия, которое может приобрести потребитель;

(I / PY ) - максимальное количество одежды, которое может приобрести потребитель.

Выразим из уравнения (*) Y:

Y = I / PY - (PX / PY

)* X;

-(PX/PY

) - угловой коэффициент бюджетной линии, отрицательное отношение цен товаров.

Приведем пример.

Предположим, доход потребителя составляет I=

40 тыс. ден. ед.;

цена товара X составляет PX

= 1 тыс. ден. ед.;

цена товара Y PY = 2 тыс. ден. ед.

Согласно условиям, наш потребитель имеет покупательную способность, которую можно описать следующим уравнением:

X +2

Y = 40

Угловой коэффициент бюджетной линии равен -1/2.

При этих условиях можно приобрести следующие комбинации потребительских товаров.

Таблица

J

.

Доступные потребительские наборы

Ассортиментные

Наборы товаров

Питание (X)

Одежда (Y)

A

0

10

B

10

15

C

20

10

D

30

5

E

40

0

Представим покупательную способность потребителя на диаграмме. Построим по точкам из вышеприведенной таблицы линию. Это и есть бюджетная линия потребителя.

Рисунок 17. Бюджетная линия потребителя

.

Бюджетная линия

интерпретирует покупательную способность потребителя, его возможности приобретения желаемых благ при имеющемся доходе и существующих ценах.

Перейти на страницу: 1 2 3

Другие статьи по теме

Развитие рыночных отношений в России
В данной работе рассматривается специфика и тенденции рыночных отношений в России. Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми по ...

Проблемы денежного обращения и его регулирование
Анализ динамики основных макроэкономических показателей за последние годы реформ (с оценкой уровня благосостояния) показывает, что обеспечить экономический рост невозможно без решения проблемы соответствия объема денежной массы потребн ...