Economic Range Экономические зоны

Фирма как субъект рыночного хозяйства.

Предпринимательство

- особый вид экономической активности (целесообразной деятельности, направленной на извлечение прибыли), которая основана на самостоятельной инициативе, ответственности и инновационной предпринимательской идее.

Основной единицей предпринимательской деятельности выступает фирма.

Фирма

- это:

· производственно - технологический и имущественный комплекс, ориентированный на производство конкретного товара или услуги,

· коллектив людей с особыми экономическими интересами в получении прибыли и личного дохода.

На уровне фирмы совершаются основные микроэкономические процессы

; они производят абсолютное большинство товаров и услуг, которые распределяются, обмениваются и доводятся фирмами и предпринимателями до потребителя.

В собственности фирм находится основная часть национального богатства

- средства производства, информационные и другие интеллектуальные ресурсы общества.

На принадлежащих фирмам предприятиях, научных центрах, лабораториях, конторах и агентствах работает подавляющая часть кадров ученых, инженеров, квалифицированных рабочих и служащих.

Необходимо различать фирму и предприятие

, их место в рыночных отношениях, правомочность участия в имущественном обороте.

Предприятие

- это производственная единица, территориально и технологически обособленная. Предприятие не является собственником

имущества, последним предприятие может владеть лишь на основе договора аренды, лизинга или др. с фирмой. Предприятие входит в состав какой-либо фирмы (иногда фирма включает лишь одно предприятие). Не являясь собственником, предприятие не является и самостоятельным участником рыночного оборота, рыночных отношений, не может выступать субъектом имущественного права. На рынке предприятие действует как представитель фирмы или иного собственника.

Фирма –

экономически и юридически самостоятельная предпринимательская единица (это - юридическое лицо). Фирма является субъектом рыночных отношений, бизнес - деятельности.

Фирма самостоятельно:

· выбирает партнеров по хозяйственным связям,

· несет ответственность за результаты хозяйственной деятельности;

· определяет ассортимент и объемы производства;

· осуществляет ценовую политику,

· ведет конкурентную борьбу, выбирая конкретные формы;

· осуществляет распределение прибылей и доходов.

В отличие от внутрифирменных связей между предприятиями, то есть взаимоотношений в рамках общего капитала, рыночные отношения - это связи между различными, “автономными” капиталами, то есть связи между фирмами.

Существование фирм как организационных форм предпринимательства обусловлено рациональным экономическим поведением.

В работе “Природа фирмы” американский экономист, лауреат Нобелевской премии Р.

Коуз обосновал причину появления фирм в экономике, строящейся на специализации и обмене:

Если бы издержки по рыночному обмену (трансакционные издержки, transactio - сделка(лат.) были равны нулю, то не было бы необходимости создавать фирмы, объединяющие ряд предприятий.

Однако, рыночные издержки – ненулевые:

· необходимо найти поставщиков ресурсов, провести переговоры,

· заключить с ними договор на поставку,

· потратить средства на перевозку и реализацию товаров потребителям промежуточной продукции, созданной предприятием .

Хотя на некоторых рынках, например, на товарных биржах, разработана техника сведения до минимума этих издержек, но они не устранены.

Выявляя критерий оптимизации размеров фирмы, Коуз отмечает: “ .фирма будет расширяться до тех пор, пока издержки на организацию одной дополнительной трансакции внутри фирмы не сравняются с издержками на осуществление той же трансакции через обмен на открытом рынке или с издержками на организацию ее через другую фирму”[20].

Различают вертикально и горизонтально интегрированную фирму.

Вертикальная интеграцияпредполагает объединение фирм на основе осуществления последовательных стадий технологического процесса производства и реализации товаров. Например, интеграция в агрофирмах обычно объединяет этапы производства сельскохозяйственной продукции, ее переработку, транспортировку и доставку в торговую сеть, а иногда и реализацию потребителю.

Горизонтальная интеграциясопровождается приобретением одной фирмой других (подобных ей по сферам приложения капитала или ассортименту выпускаемой продукции) или их добровольное объединение на основе экономической заинтересованности. Обычно горизонтальная интеграция осуществляется в целях повышения конкурентоспособности, устойчивости фирмы в конкурентной борьбе. Разновидностью горизонтальной интеграции выступает диверсификация

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по теме

Роль инвестиций в развитии экономики Российской Федерации. Пути улучшения инвестиционного климата в России
Ни для кого не секрет, что о состоянии дел в экономике весьма уверенно можно судить по характеру процессов, происходящих в инвестиционной сфере. Она является индикатором, указывающим на общее положение внутри страны, размер национал ...

Развитие рыночных отношений в России
В данной работе рассматривается специфика и тенденции рыночных отношений в России. Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми по ...