Economic Range Экономические зоны

Социально-экономические последствия монополии. Антимонопольная политика государства.

В сравнении с конкурентной фирмой равновесие монополиста менее эффективно.

Рисунок 34. Сравнение равновесия монополиста с равновесием конкурентных производителей

Потери в эффективности из-за монополизма

, как видно из графика, следующие:

· Монополист “недораспределяет” ресурсы: Pm > MC. Предельная полезность продукта, выраженная его ценой, превосходит предельные издержки. Равновесный объем предложения монополиста, обеспечивающий ему максимум прибыли, ниже предложения конкурирующей фирмы: Qm > Qc.

· При максимизации прибыли монополист не минимизирует издержки (ATCm > ATCmin).

При анализе поведения монополиста мы исходили из того, что издержки фирмы-монополиста не отличаются от издержек конкурирующей фирмы.

Некоторая компенсация потерь в эффективности

происходит из-за того, что монополия - чаще всего крупное производство, и монополист имеет экономию издержек благодаря положительному эффекту масштаба.

Однако есть факторы, препятствующие минимизации издержек монополиста:

· расходы на поддержание монополистических барьеров;

· отсутствие угрозы конкуренции.

Одним из нежелательных проявлений монополизма является установление демпинговых цен

[23], которое используется для того, чтобы вытеснить возможных конкурентов.

В силу нежелательных для экономики и общества потерь от монополизма все современные государства проводят антимонопольную политику.

Начало государственному регулированию монополизма было положено в США: в 1890 году в Америке был принят Антитрестовский закон Шермана. В последующем в США и других странах с рыночной экономикой антимонопольное законодательство развивалось и сегодня представляет собой систему тонкой настройки экономики на эффективное развитие.

Плановая экономическая система способствовала формированию монополизма в масштабах всей национальной экономики бывшего СССР. Проблемы перехода к рыночной системе хозяйства существенно обострены у нас в связи с этими гигантскими масштабами монополизма.

Под антимонопольное законодательство подпадают следующие действия:

· монополизация рынка явным ооразом;

· фиксирование цен;

· слияние компаний, в результате которого возможна монополизация рынка;

· переплетающиеся директораты, если в совокупности АО могут доминировать на рынке;

· осуществление ценовой дискриминации (дифференциации цен, не обусловленной различиями в издержках);

· связанные и исключительные контракты.

Гарантия государственной защиты конкуренции закреплена в Конституции Российской Федерации 1993 г.

В 1991 году в Российской Федерации был принят Закон “О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках”.

Закон запрещает такие действия, как:

· принятие актов, ограничивающих самостоятельность предпринимателей при производстве и реализации продукции;

· изъятие товаров из обращения для создания или поддержания дефицита на рынке, либо повышения цен;

· создание препятствий доступу на рынок (выходу с рынка) другим хозяйствующим субъектам;

· включение в договор дискриминирующих условий, которые ставят контрагента в неравное положение по сравнению с другими хозяйствующими субъектами;

· отказ от заключения договоров с определенными продавцами или покупателями;

· раздел рынка по территориальному принципу, по ассортименту производимых товаров, либо по кругу продавцов или покупателей

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по теме

Теоретические основы анализа инвестиционных проектов
Прежде чем рассматривать вопросы анализа инвестиционных проектов необходимо дать краткое понятие инвестиций. Инвестиции- вложение капитала с целью его последующего увеличения. Типы инвестиций: - инвестиции в физические ак ...

Рынок ценных бумаг. Особенности его функционирования
Процесс производства, распределения и потребления товаров и услуг неизбежно сопровождается тем, что у ряда предприятий сферы бизнеса и у некоторых слоев населения образуются временно свободные денежные средства. В то же время другие пр ...