Economic Range Экономические зоны

Финансовая политика государства: интерпретация с помощью кейнсианской модели

Теперь введем усложняющий фактор

в наш анализ. Будем считать, что государство проводит активную бюджетно-налоговую политику. Это направление государственной экономической политики принято называть финансовой

, или фискальнойполитикой.

Различают дискреционную и автоматическую финансовую политику. Начнем рассмотрение влияния государства на динамику экономического роста с дискреционной политики.

Дискреционная финансовая политика

- целенаправленная политика государства по изменению совокупного спроса и объема национального производства посредством изменения государственных расходов (G

) и налогов (Т

).

Рассмотрим, в первую очередь, влияние государственных расходов (закупок) на равновесный объем национального производства.

Рисунок 61. Графическая интерпретация влияния увеличения государственных расходов на равновесный объем национального производства.

Рост государственных расходов на величину G приводит к сравнительно большему, на величину (Y2 - Y1), приросту национального дохода. Это происходит потому, что государственные расходы увеличивают совокупный спрос и обусловливают рост национального производства. Изменения государственных расходов обусловливают действие эффекта мультипликатора.

Увеличение государственных расходов Кейнс не связывал с ростом налоговых поступлений

, следовательно, государственные расходы могут вызвать бюджетный дефицит

. Рекомендация Кейнса нетрадиционна: необходимо дефицитное финансирование экономики для преодоления циклического спада.

Воздействует на величину равновесного национального производства и налогообложение

. Но, в отличие от расходов, увеличение налогов приводит к мультипликативному снижению национального производства, занятости и дохода.

Для простоты

мы будем полагать, что государство применяет только налогообложение личных доходов

, что сказывается на величине совокупного потребления. Такое налогообложение вызывает сокращение доходов, отчего расходы на потребление снижаются на величину

, обусловленную предельной склонностью к потреблению

. Если уровень расходов на потребление после введения налогов обозначить Ca, то изменение равновесия в национальной экономике можно интерпретировать следующим графиком:

Рисунок 62. Графическая интерпретация влияния увеличения налогов на доходы на равновесный объем национального производства.

Равное увеличение государственных затрат и налоговых поступлений приводит к росту национального дохода на ту же величину. Этот эффект известен в экономической теории как теорема Т.Хаавельмо. Ряд ученых-экономистов используют для обозначения этого эффекта термин “мультипликатор сбалансированного бюджета”.

Краткий анализ дискреционной финансовой политики позволяет сделать следующий вывод: для стабилизации национальной экономики целесообразно использовать следующие меры:

при спадах следует расширять государственные расходы, сокращать налоги. Рост совокупных расходов и снижение налогового бремени рассматриваются как элементы стимулирующей финансовой политики;

при инфляции надлежит ограничить совокупные расходы, а также увеличить масштабы налогообложения. Эти меры классифицируются как сдерживающая финансовая политика.

Главная задача дискреционной политики - противодействие циклическим изменениям совокупного спроса и объема национального производства, что способствует решению проблем безработицы и инфляции. Наибольший эффект дискреционная фискальная политика имеет при длительных спадах производства.

Если имеет место инфляция, то финансовая политика должна ориентироваться на положительное сальдо госбюджета.

Изменение государственных расходов и масштабов налогообложения может происходить не только в результате целенаправленных действий правительственных органов. В определенной мере, их величины корректируются в нужном направлении автоматически, с помощью так называемых встроенных стабилизаторов.

Государственные расходы и налоговые поступления имеются в любом современном национальном хозяйстве. Современные налоговые системы построены так, что в периоды экономического роста они обеспечивают большую массу налоговых поступлений, чем в периоды спадов. В то же время выполнение государственных функций требует определенного, достаточно стабильного, уровня государственных расходов, независимо от тенденций экономического роста.

Перейти на страницу: 1 2

Другие статьи по теме

Пути укрепления денежной системы
Одним из необходимых условий устойчивого равновесного развития народно­го хозяйства в рамках смешанной экономики является формирование четкого механизма денежно-кредитного регулирования. Денежно-кредитная политика государства - очен ...

Себестоимость продукции и ее анализ
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции. Непосредственной задачей анализа являются: пр ...