Economic Range Экономические зоны

Налоговая система

О важности налогов и необходимости их уплаты метко выразился в свое время Бенджамин Франклин: "Платить налоги и умереть должен каждый". Налоги - плата за цивилизованность, необходимое условие существования государства.

Налог

-

это устанавливаемая законом форма отчуждения собственности физических и юридических лиц в пользу субъектов государственной или местной власти, строящаяся на основе безвозмездности, безвозвратности, обязательности.

Налог

-это:

1) обязательный взнос в бюджет;

2) изъятие части дохода или собственности субъекта, не сопровождающееся каким-либо обязательством со стороны налоговых органов;

3) определенный по размерам и срокам платеж;

4) юридически устанавливаемый платеж.

Налоговая система

-

это:

1) совокупность налогов, законно взимаемых на территории страны;

2) система методов и принципов налогообложения;

3) система распределения платежей по звеньям бюджетной системы;

4) государственные налоговые органы, обеспечивающие сбор налогов.

Современные системы налогообложения сложились в результате длительной эволюции. Налоги знали еще в древности. В разные времена вводились довольно экзотические виды налогов: на окна и дымовые трубы, на соль, на бани и огороды и пр.

Современные системы налогообложения ориентированы на эффективность. Но эффективность налоговой системы достижима лишь при условии ее построения с учетом принципа справедливости. То есть налогообложение должно быть справедливым в глазах общественного мнения. Это определяет следующие основные принципы установления налогов:

· Принцип полученных благ.В соответствии с этим принципом те, кто получает большую выгоду от предоставления государством благ и услуг, должны их в большей мере и оплачивать. Примерами налогов, взимаемых в соответствии с этим принципом, являются налоги на владельцев транспортных средств, сборы с владельцев собак и другие виды налогов, которые используются на целевое финансирование каких-либо мероприятий.

· Принцип платежеспособности.В соответствии с ним тяжесть налогов должна быть поставлена в зависимость непосредственно от конкретного дохода и уровня благосостояния. Чем больше доходов получает -человек или юридическое лицо, чем больше благосостояние, тем выше должны быть налоги. Примеры: налог на прибыль (доходы) предприятий и организаций, подоходный налог с физических лиц и т.п. Это - основной принцип установления налогов.

· Налогообложение должно носить однократный характер.

Многократное обложение дохода или капитала недопустимо. Так, в качестве примера несправедливого применения налогообложения обычно приводят взимание налогов с прибыли акционерных обществ, включающей дивиденды, а затем с дивидендов - в составе доходов акционеров.

· Принцип простоты.

Налоги должны быть простыми, понятными и удобными для налогоплательщика и экономичными для учреждений, собирающих налоги.

Существуют различные признаки классификации налогов.

По методу взиманияразличают прямые и косвенные налоги.

Прямые

-

это налоги, устанавливаемые непосредственно на доход или имущество, поэтому их называют еще подоходно-поимущественными.

Так, подоходный налог уплачивается с полученного дохода, налог на имущество уплачивают собственники определенных видов имущества.

Косвенные

налоги - это налоги на товары или услуги, оплачиваемые в цене товара, или включенные в тариф. Косвенные налоги называют еще налогами на потребление.

Это такие налоги как акциз, налог на добавленную стоимость, таможенные пошлины. Хотя они попадают в бюджет разными путями, но в итоге оплачиваются потребителем товаров, так как включаются в стоимость последних.

Прямые налоги преобладают в ФРГ, Канаде, США, Японии, а косвенные - во Франции и Италии.

В зависимости от того, какой уровень власти устанавливает, взимает и распоряжается полученными средствами, налоги подразделяются на федеральные, субъектов Федерации и местные.

С позиций роли в формированиидоходов региональных

бюджетов налоги подразделяются на закрепленные и регулирующие.

Закрепленные

фиксируются полностью или частично на длительный период как доходный источник определенного уровня бюджета, поступают непосредственно в региональные и местные бюджеты.

Регулирующие

"дополняют" региональные бюджеты до уровня "необходимой достаточности", они ежегодно перераспределяются между бюджетами разных уровней с целью покрыть дефицит.

В качестве регулирующих, например, используются акцизы, налог на добавленную стоимость, подоходный налог.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие статьи по теме

Современный инвестиционный процесс и его опосредование ценными бумагами
Ценные бумаги вошли в привычный уклад жизни российских граждан. Сложился и развился довольно разношерстный, пока еще не достаточно цивилизованный рынок ценных бумаг. В зависимости от уровня развития рынка ценных бумаг можно судит ...

Различные формы собственности
В преддверии ХХI в. наша страна начала переход к рыночной экономике, рыночному хозяйственному механизму. Многие экономические проблемы нам приходится решать впервые. Прощаясь с административно-командной системой в экономике и хозяйстве, мы ...