Economic Range Экономические зоны

Предмет и задачи курса «Региональная экономика». Территориальное развитие и региональная экономика

Доминантой современного развития нашей страны, наряду с переходом к рыночному хозяйствованию, является утверждение нового порядка отношений между федеральным центром и регионами, заметное расширение прав н ответственности территорий в решении собственных социально-экономических и других проблем.

Каждый гражданин России все в большей мере ощущает себя как «Homo regionalius», испытывает как в быту, так и в профессиональной деятельности свою зависимость от условий территориального развития, от того, в каком регионе он живет и работает.

Значительно изменились задачи и функции работников региональных органов власти. Прежняя ориентация на скрупулезное выполнение установок вышестоящих инстанций, Центра не является гарантией успеха дела, которому служат управленцы. Для принятия эффективных управленческих решений необходимо основательное знание:

a) местных проблем,

b) отечественного и зарубежного опыта управления региональными социально-экономическими процессами,

c) научных достижений в области регионального анализа и управления

С учетом этого во многих вузах страны, прежде всего, в региональных филиалах академии госслужбы, в соответствии с государственным образовательным стандартом вводится курс «Региональная экономика». К сожалению, по курсу отсутствуют не только учебно-методические пособия, но и типовая программа.

Предлагаемый нами вариант структуры курса был утвержден в Северо-западной Академии государственной службы при Президенте Российской Федерации.

Ряд исследователей считают региональную экономику разделом экономической географии или аналогом отраслевых экономик (экономики сельского хозяйства, экономики промышленности). Мы придерживаемся точки зрения, согласно которой региональная экономика является ветвью общей экономической теории, относящейся к разделу «Мезоэкономика», то есть рассматриваем региональную экономику как часть крупную подсистему национальной экономики (Макроэкономики).

Курс методологически опирается на основы экономической теории и органически связан с конкретными экономическими дисциплинами, такими как экономическая география, менеджмент, маркетинг, финансы и кредит, экономика отраслей, статистика и др.

Целью темы

является изучение системы экономических условий территориального развития. Позднее мы укажем на нетождественность территориального развития и роста экономического потенциала регионов. Однако, в большинстве случаев, благоприятное региональное развитие опирается на растущую экономику регионов.

Задачами темы

являются:

· выявление экономических условий становления федерализма и местного самоуправления в Российской Федерации;

· анализ региональной экономической политики России 90-х годов;

· рассмотрение условий становления региональной собственности и региональные аспекты приватизации государственной собственности;

· анализ финансовых проблем регионального развития: вопросов становления бюджетного и налогового федерализма, формирования местных бюджетов;

· исследование форм и методов регулирования региональной экономики в условиях становления рыночного хозяйствования и регионального самоуправления.

За рубежом известны работы таких специалистов в области региональной экономики как Вигман Ф., Изард У., Перлофф Г., Ричардсон X. и др., ряд этих работ переведены на русский язык. На наш взгляд, непосредственное использование разработок зарубежных исследователей для выработки рекомендаций по региональной экономике затруднено: все они ориентированы на условия развитого рыночного хозяйства, "привязаны" к специфике национальных государственных отношений, построены на основе сложившейся системы региональной статической отчетности.

Перейти на страницу: 1 2 3 4

Другие статьи по теме

Страховой рынок России
Многовековой опыт развития страхования убедительно доказал, что он является мощным фактором положительного воздействия на экономику. Страхование - это стратегический сектор экономики. Еще в период рабовладельческого строя владельцы ...

Производственные издержки
Главный мотив деятельности любой фирмы в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях ограничены издержками производства и спросом на выпускаемую продукцию. В конкр ...