Economic Range Экономические зоны

Государственное регулирование территориального развития. Региональная экономическая политика государства

Отечественные и зарубежные исследования регионалистов показывают, что обеспечение территориального развития требует активного государственного регулирования.Причем, чем больше масштабы государства, тем более разнородны его регионы по экономическим, экологическим, социальным, политическим параметрам. Устойчивость, сбалансированность и социальный прогресс, в конечном счете, целостность государства нереальны при наличии глубоких региональных диспропорций, при соседстве относительно процветающих и безнадежно депрессивных регионов. Поэтому региональная политика государства

-

это прежде всего средство сглаживания территориальных диспропорций,

приводящих к территориальной дезинтеграции страны.

Территориальные различия естественны,более того, они являются необходимым условием экономического и социального развития. Формируя условия межрегиональной конкуренции, территориальные различия способствуют повышению эффективности размещения производства, оптимизируют структуру расселения и рынков труда.

Однако, стихийное саморазвитие зачастую приводит к территориальным различиям,которые приходится признавать аномальными, нежелательными.

Они обусловливают массовую миграцию, политические выступления, порождают сепаратистские устремления.

Аномально высокая территориальная дифференциация -

характерная

черта современной российской действительности.

Так, в 1995-1996 годах существовали следующие различия между отдельными субъектами Федерации:

· продолжительность жизни различалась на 17 лет у мужчин и на 12 лет у женщин;

· доля пенсионеров в населении различалась в 3,5 раза,

· среднемесячные доходы населения различались в 14,

· средняя оплата труда с учетом социальных выплат - в 1 1,5,

· стоимость набора девятнадцати основных продуктов питания - в 4,2 раза,

· отношение этой стоимости к средней заработной плате - в 7,3 раза,

· разница между покупательной способностью населения (отношения среднедушевых доходов к региональному прожиточному уровню) в 1996 году была шестикратной и продолжает расти,

· более чем в 10 раз различаются показатели официально зарегистрированной безработицы;

· в «разы» отличаются субъекты Федерации по насыщенности дорогами, развитию систем связи, энерго-, топливо-, и водоснабжению,

· то же относится и к социальной инфраструктуре, к потреблению населением социальных услуг.

В условиях отсутствия единого рыночного пространства, слабости всех государственных институтов идет стихийное рассечение страны на атомарные образования, нередко с антагонистическими интересами. По большинству параметров наиболее резко начинает выделяться Москва как уникальный финансовый и социальный центр.

Традиционно главной движущей силой «самовыравнивания»

территориального развития была социальная мобильность населения.

Люди сами снижали социальную нагрузку на худшие территории, переселяясь в более благоприятные места. Классическим примером в этом отношении являются США. Но, вопреки расхожему мнению, русские «всегда были легки на подъем», иначе не состоялось бы самостоятельное заселение огромных пространств России. В настоящее время «голосование ногами» теряет свою прежнюю значимость как фактор «саморегулирования». Основная часть населения неблагополучных регионов не имеет финансовых возможностей переезда из депрессивных территорий: переезд семьи из 3-х человек на расстояние в 1000 км потребует He менее 500 минимальных зарплат. Кроме того, ни в одном регионе переселенцев не ждут как необходимую рабочую силу.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Другие статьи по теме

Себестоимость продукции и ее анализ
Получение наибольшего эффекта с наименьшими затратами, экономия трудовых, материальных и финансовых ресурсов зависят от того, как решает предприятие вопросы снижения себестоимости продукции. Непосредственной задачей анализа являются: пр ...

Основные положения теории поведения потребителя
Ры­нок — это ин­ст­ру­мент, или ме­ха­низм, сво­дя­щий вме­сте по­ку­па­те­лей (предъ­я­ви­те­лей спро­са) и про­дав­цов (по­став­щи­ков) от­дель­ных то­ва­ров и ус­луг. Од­ни рын­ки яв­ля­ют­ся ло­каль­ны­ми, то­гда как дру­гие но ...